В процессе обобщения были изучены материалы по делам об административных правонарушениях, поступившие на рассмотрение мировому судье судебного участка № 4 г. Новотроицка, за 9 месяцев 2018 года.
За 9 месяцев 2018 года в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ было вынесено 30 определений, что составляет 3,6 % от общего количества рассмотренных за этот же период дел об административных правонарушениях (825 дел).
Задачами обобщения являются: выявление наиболее типичных оснований для возвращения протоколов об административных правонарушениях, доведения до сведения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, проанализированную информацию о допускаемых ошибках составления административного материала для их дальнейшего предотвращения.
Цель обобщения: улучшить качество составляемых материалов по делам об административных правонарушениях, как следствие, сократить сроки судебного производства по делам об административных правонарушениях.
В силу того, что процессуальное решение о возвращении административного материала имеет определяющее значение для дальнейшего движения дела, и при этом может существенно влиять на срок давности привлечения к административной ответственности, судьбу собранных доказательств, его принятие требует особо взвешенного подхода, основанного на правильном применении закона.
Одним из основных условий возвращения протокола, является возможность его возврата только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5 (с изменениями 25 мая 2006 г., 11 ноября 2008 г., 10 июня 2010 г., 9 февраля 2012 г., 19 декабря 2013 г), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, составившим протокол, в четырех случаях - если выявлены:
-составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами;
-неправильное составление протокола;
-неправильное оформление других материалов дела;
-неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Но любой из указанных выше недостатков протокола об административном правонарушении или приложенных к нему материалов может стать правомерным основанием для его возвращения только при установлении существенного характера выявленного недостатка или неполноты протокола и (или) материала.
Существенные и несущественные недостатки протокола об административном правонарушении следует разграничивать исходя из положений пункта 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5. В этом пункте указано, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т. п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Как показало обобщение, протоколы об административных правонарушениях и материалы дела (23 материала) возвращались мировым судьей в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности при сокращенных сроках рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
Так в отдел полиции №3 МУ МВД России «Орское» были возвращены материалы по делам об административных правонарушения, предусмотренных ст.ст. 20.25 ч. 1, 6.8 ч. 1, 6.9 ч. 1, 12.8 ч. 3, 12.26 ч. 2 12.34 ч. 1, 5.35.1 КоАП РФ, поскольку по данным категориям дел, предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения дел, поскольку за совершение которых установлено административное наказание в том числе и в виде административного ареста.
В силу ч. 4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 40).
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Кроме того, за отчетный период мировым судьей возвращались материалы в связи с составлением протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, если не имеется доказательств направления ему соответствующего надлежащего извещения.
Так, материалы были возвращены в ГУ УПФ РФ по Оренбургской области в г. Новотроицке (межрайонное) (5 материалов) и в Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (2 материала) составленные специалистами отдела протоколы в отношении должностных лиц по ст. 15.33.2 и 15.13 КоАП РФ в связи с тем, что протоколы в отношении каждого из них были составлены в их отсутствие, а сведений о надлежащем извещении о составлении протокола в материалах дела не имелось, в связи с чем невозможно определить, что именно было направлено, в связи с чем, должностным лицам не предоставлена возможность представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Согласно п. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении кроме прочего, указывается объяснение физического лица или законного представителя, в отношении которого возбуждено дело.
При составлении протокола об административном правонарушении должностному лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течении трех дней со дня составления указанного протокола.
При таких обстоятельствах, мировой судья считает, что неизвещение лица о составлении протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности.
Наиболее часто в анализируемый период возвращались материалы в связи неявкой (не доставление) при поступлении протокола лиц, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения, влекущие наказание в виде административного ареста.
По указанному основанию было возвращено 90 % протоколов от числа всех возвращенных, все они составлены должностными лицами ОГИБДД, ОП №3 МОМВД России «Орское» и Новотроицким ГОСП.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, в случае возращения протокола, указанные в определении недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня его поступления, после чего материалы дела вновь представляются в суд, орган (должностному лицу) уполномоченному к его рассмотрению в течение суток со дня устранения недостатков.
Необходимо отметить, что в установленный законом срок в отчетный период мировому судье не поступило ни одного из возвращенных протоколов с исправленными недостатками.
Ни одно из определений о возвращении протоколов за 9 месяцев 2018 года обжаловано не было.
В целом практика возвращения протоколов об административных правонарушениях и приложенных к ним материалов на судебном участке складывается правильно.
Мировым судьей не допускается формальный подход к возвращению протоколов, учитывается именно невосполнимость соответствующих сведений.
Проведенное обобщение показало, что с целью обеспечения качественного возвращения протоколов об административных правонарушениях и приложенных к ним материалов должностным лицам для устранения недостатков мировому судье необходимо принять следующие меры:
- выносить определения о возвращении протоколов об административных правонарушениях и материалов к ним с учетом разъяснений, содержащихся Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях";
- указывать в определениях о возвращении протоколов в полном объеме выявленные недостатки, и не допускать случаев вынесения немотивированных определений;
- более широко использовать свои полномочия по вынесению частных определений при установлении фактов нарушения законодательства при составлении протоколов об административных правонарушениях и формировании иных материалов дела.
Помощник суди А.П.Лямина
31.10.2018 г