В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа языков народов РФ в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов РФ в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

     Законодательством РФ не предусмотрено обязательное изучение государственных языков республик, входящих в состав РФ, всеми обучающимися образовательных организаций, находящихся на территории республик.

      Так, например, Республика Башкортостан – многонациональный субъект РФ, немалую часть населения которого составляют представители татарского народа. Введение обязательного изучения государственных языков республик РФ приведет к обязательному изучению башкирского языка представителями всех народов России, проживающими на территории Республики Башкортостан.

     В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона об образовании преподавание и изучение государственных языков республик РФ в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

      Однако, например, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона Республики Татарстан «Об образовании» татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан изучаются в равных объемах в рамках федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня общего образования.

Кроме того, законы об образовании ряда республик, входящих в состав РФ, не содержат нормы Федерального закона об образовании, о том, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ, что стало приводить к формированию образовательных организаций, предусматривающих включение изучения государственного языка республик (не русского) в обязательном порядке всеми гражданами, проживающими на территории конкретного субъекта.

     Преподавание и изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик РФ может вводиться в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

     Необходимо все же отметить, что внесение изменений в ФГОС, тем не менее, может не привести к изменению ситуации в вопросах реализации языковой образовательной политики в республиках, поскольку нормы местных законов об образовании в ряде случаев остались неизменными, и позволяют до сих пор произвольно и расширительно их толковать. Кроме того, закрепленное в них «равноправие» не предусматривает равнообъемности преподавания, а касается равного права для родителей на выбор языка обучения детей.

     В настоящее время текст законопроекта претерпел некоторые изменения и получил новое название: «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в РФ».

     В связи с особой значимостью предлагаемых изменений, законопроект был рассмотрен в весеннюю сессию и принят Государственной Думой в окончательной редакции 25 июля 2018 (постановление № 4703-7 ГД). 28 июля 2018 года он был одобрен Советом Федерации (постановление № 393-СФ). Подписан Президентом РФ 03 августа 2018 г.

Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 317-ФЗ  «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в РФ» направлен на урегулирование вопросов обеспечения прав граждан РФ на добровольное изучение родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе РФ.

     Конституция РФ (статья 26) гарантирует право на свободное пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Кроме того, республикам в составе РФ гарантировано право на установление собственных государственных языков наряду с государственным языком РФ (статья 68).

     Статья 14 Федерального закона об образовании устанавливает: право преподавания и изучения государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик РФ; право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ; право на изучение родного языка из числа языков народов РФ в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе, выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования, факультативные и элективные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

     Законом уточнено, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ, а право на изучение родного языка из числа языков народов РФ реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Кроме того, учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик РФ должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).

     Вступившие в силу изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством РФ, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике. Кроме того, эти изменения повлекут необходимость приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным.  

Помощник судьи

Лямина Анна Петровна

8/3537/64-05-19